Eng

Открытие БКЛ: об участии Института «Мосинжпроект» в самом масштабном проекте метростроения

2023

Вчера состоялось официальное открытие новых станций Большой кольцевой линии метро. При участии Президента России Владимира Путина и Мэра Москвы Сергея Собянина открылось движение по всему кольцу. О том, как Институт «Мосинжпроект» участвовал в создании БКЛ, рассказал заместитель генерального директора по проектированию объектов метрополитена Александр Сивак.

Александр Анатольевич, расскажите о своем профессиональном пути.

В этом году отмечаю 15 лет профессиональной деятельности. Карьеру я начал, когда был студентом четвертого курса, работал на полставки в проектном институте, в должности техника. Мы занимались проектированием тоннелей, в мои обязанности входила подготовка раздела «Организация строительства». В тот момент мы работали на объектах Олимпиады в Сочи. Потом начались объекты Московского метрополитена, в том числе Некрасовская линия. В Институте «Мосинжпроект» я работаю с сентября 2020 года.

Какие проекты вам особенно запомнились за время работы в Институте «Мосинжпроект»?

Обычно запоминается то, чем никогда ранее не занимался. С проектированием электродепо я познакомился именно в Институте. Первый такой объект и для меня, и для других специалистов Института – электродепо «Аминьевское», которое предназначено для обслуживания Большой кольцевой линии. Проект очень примечательный с точки зрения сроков и подхода к проектированию. Раньше над одним таким объектом работали несколько проектных институтов, каждая организация брала что-то одно, например, только электродепо, или только соединительные ветки, сети и так далее. Институт «Мосинжпроект» разработал документацию абсолютно для всего комплекса сооружений: и электродепо, и трех соединительных веток, включая подготовку территории строительства и благоустройство. Были целиком увязаны все проектные решения и создана документация полного цикла. Таким образом, мы разработали проект под ключ, сняв нагрузку с заказчика и остальных участников. Стоит отметить, что работа над проектом вместе с изысканиями заняла всего год, мы с первого раза прошли экспертизу и после получения заключения обеспечили строительство рабочей документацией. В современной истории проектирования такого никто не делал!

Электродепо «Аминьевское», визуализация Институт «Мосинжпроект»

С чего началась работа Института над БКЛ и какие задачи ставились при проектировании?

Первыми объектами были станции западного участка Большой кольцевой линии: «Народное Ополчение» и «Мнёвники». Главная задача на тот момент – успеть завершить проект и обеспечить стройку рабочей документацией. Проектировщики всегда действуют в сжатые сроки, потому что нужно обеспечить документацией не только строителей, но и поставщиков оборудования. Мы приняли ряд управленческих и организационных решений, которые освободили большой временной задел для подготовки документации.

 Чем отличалось проектирование станций БКЛ от работы над радиальными ветками?

Радиальные линии в основном достраиваются за пределами МКАД, а объекты Большой кольцевой линии расположены близко к центру мегаполиса, в условиях плотной городской застройки. Тоннели БКЛ пересекли пути железной дороги, действующие линии метрополитена, водные преграды, например, Москву-реку и Яузу. Большая кольцевая линия позволяет пассажирам построить новые удобные маршруты, для этого были предусмотрены пересадочные сооружения на действующие станции метро. Эти нюансы потребовали принятия нестандартных технических решений и повлияли на выбор местоположения и конфигурации станций.

Расскажите о применении технологий информационного моделирования на объектах БКЛ.

Первыми объектами Института, спроектированными с элементами ТИМ, стали станции «Терехово» и «Кунцевская», открытые в декабре 2021 года в составе участка «Мнёвники» – «Каховская». Строительство сложных инженерных сооружений в ограниченном подземном пространстве требует большого количества увязок. Так, изменения в одном месте могут привести к возникновению коллизий в другом. ТИМ-модель позволяла в сжатые сроки определить последствия того или иного изменения и сократить риски. Проектировщики создавали ТИМ-модель, и на стройплощадке присутствовал ТИМ-менеджер, который по информационной модели разъяснял строителям, в каком месте будут проходить инженерные коммуникации. Это позволило уменьшить объем разрабатываемой документации, так как необходимые сведения, в том числе детальные разрезы и узлы, строитель мог получить прямо из модели.

Станция «Терехово», фото: Институт «Мосинжпроект»

Станция «Варшавская» и «Каширская» бывшей Каховской ветки открылись после реконструкции в составе БКЛ. Станция «Каховская» работает в составе Большого кольца уже с декабря 2021 года. Чем примечателен проект и в чем заключалась основная сложность при интеграции существующей линии в метрокольцо?

Станции Каховской линии были построены в 1969 году. С тех пор нормы Московского метрополитена существенно изменились, появилось новое оборудование – системы безопасности, жизнедеятельности, обслуживания пассажиров, – его было проблематично разместить на старых станциях. В связи с этим интеграция станций в состав Большой кольцевой потребовала выполнить ряд работ, даже более сложных, чем при создании новых станций. Мы принимали нестандартные технические решения чтобы все поместить: где-то приходилось что-то достраивать, что-то расширять, убирать. Реконструируемые станции мы оборудовали современными системами транспортной и пожарной безопасности, обслуживания пассажиров.

Станция «Варшавская», фото: АО «Мосинжпроект»

Над какими проектами будет работать Институт после запуска БКЛ?

Институт «Мосинжпроект» продолжает заниматься различными проектами, в том числе новыми линиями и станциями метро. Это две станции Солнцевской линии – «Пыхтино» и «Внуково», станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии. В нашем портфеле заказов сегодня и электродепо «Столбово», по которому уже разработана проектная документация, которая находится на стадии согласования. Институт работает и над перспективными транспортными объектами. Некоторые находятся на стадии строительства, некоторые – на стадии инженерных изысканий. Это продление Арбатско-Покровской линии, а также новые Рублёво-Архангельская, Бирюлёвская и Троицкая ветки (станции «ЗИЛ» и «Крымская»). Их проектирование ведется с применением технологий информационного моделирования.

Сегодня Институт «Мосинжпроект» разрабатывает архитектурные и планировочные концепции не для каждой станции в отдельности, а сразу для целых линий. Мы начинаем создание объекта с инженерных изысканий, а затем одновременно с проектированием станций разрабатываем благоустройство прилегающих территорий – все решения создаются в одном стиле, как единая композиция. Такой комплексный подход применяется в масштабах линий метро впервые. Мы очень рады, что впереди нас ждет много сложной и интересной работы.