Eng

Рекорды Большой кольцевой линии

2023

Строительство БКЛ велось рекордными темпами и стало уникальным проектом для всего мирового метростроения, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Группа компаний «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций столичного метро. Ведущая проектная организация холдинга Институт «Мосинжпроект» участвовал в создании станций БКЛ «Народное ополчение», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевская», а также разрабатывал проектную документацию для реконструкции «Каховская», «Каширская» и «Варшавская». Две последних были открыты для пассажиров 1 марта в числе 9 станций.

Проект строительства Большой кольцевой линии метро был реализован в максимально сжатые сроки. Учитывая масштабы и сложность, это настоящий подвиг всех проектировщиков, архитекторов, инженеров и строителей», – отметил Андрей Бочкарев.

Тоннелепроходка на БКЛ осуществлялась с рекордной скоростью и была полностью завершена в декабре 2021 года. По словам заместителя Мэра, при средней скорости движения тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) 15-20 метров в сутки на ряде участков за месяц щитами было пройдено 500 погонных метров. Такой темп был взят экипажем 10-метрового ТПМК «Лилия», соединившего в 2020 году двухпутным тоннелем протяженностью свыше 2,2 км станции «Терехово» и «Кунцевская».

Всего на Большой кольцевой работали 33 тоннелепроходческих механизированных комплекса. Четыре из них – это щиты-гиганты диаметром 10 метров. В общей сложности пройдено более 83 километров однопутных и около 12 километров двухпутных тоннелей. Подземные пути прокладывались под плотной жилой и промышленной застройкой, объектами культурного и исторического наследия, зелеными зонами, реками, крупными автомобильными и железнодорожными магистралями, а также действующими линиями Московского метрополитена. Чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности и эффективности при тоннелепроходке, специалистами ГК «Мосинжпроект» был организован так называемый центр управления проходкой, куда в режиме реального времени стала поступать вся информация о ходе сооружения тоннелей. Эта система единой координации подземного строительства позволила минимизировать риск возникновения нештатных ситуаций.

«Опыт работы центра управления проходкой оказался положительным, и сейчас ЦУП координирует работу всех тоннелепроходческих механизированных комплексов, задействованных в Программе развития московского метрополитена», – отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

В среднем строительство станций заняло два-три года. На каждой из них проложено примерно 800 км кабелей и смонтировано 55 различных инженерных систем. Эти системы включают в себя около 25 тысяч единиц оборудования, которое обеспечивает жизнедеятельность станции.

Генеральный директор Института «Мосинжпроект» Рустам Черкесов в интервью МИП-ТВ сообщил, что все станции БКЛ имеют индивидуальный облик, а дизайн шести станций был определен в ходе международных архитектурных конкурсов. Помимо этого, в состав Большой кольцевой вошли три существующие станции: «Каховская», «Каширская» и «Варшавская», которые были реконструированы, но при этом их исторический образ был сохранен.

Он добавил, что станционные комплексы «Кунцевская», «Терехово», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Текстильщики» и «Печатники» были построены с использованием технологий информационного моделирования.

Вокруг станций БКЛ созданы общественные пространства. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, а также различные коммерческие объекты. Один из примеров подобного благоустройства - созданное около «Кунцевской» пространство со сложным искусственным рельефом. Здесь была применена геопластика, с помощью которой удалось создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместить отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром.

Про особенности самого большого в мире метрокольца смотрите в специальном выпуске МИП-ТВ:

Запуск Большой кольцевой линии метро улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек. За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры метрополитена. По оценкам экспертов разгрузка Кольцевой линии метро составит до 25%, радиальных направлений – до 22%.

Фото, видео: АО «Мосинжпроект»