Eng

Реконструкция Каховской линии для интеграции в состав БКЛ

Местоположение
Москва, ЗАО / Москва, ЮЗАО / Москва
Заказчик
АО «Мосинжпроект»
Период работ
Проектирование: 2019-2023 г.
Реализация: 2019-2023 г.
Услуга
Проектирование, изыскания

Описание

Линия расположена территории Южного и Юго-Западного административных округов города Москвы. В 1969 году была открыта в составе участка Горьковско-Замоскворецкой линии «Автозаводская» — «Каховская. В 1995-2019 годах имела статус самостоятельной линии и была самой короткой в Московском метрополитене. Ее длина – 3,3 км, на ней расположено три станции: «Каховская», «Варшавская» и «Каширская». Линия была мало востребована у москвичей, поэтому было принято решение включить ее в состав Большого метрокольца (БКЛ). Для этого в 2019 году Каховскую линию закрыли на реконструкцию.

Особенности проектирования и строительства

Работы по реконструкции были поделены на два этапа. Сначала закрылась станция «Каховская», позже «Варшавская» и «Каширская». Основная проблема при реконструкции заключалась в том, что линия запроектирована в шестидесятых годах, что повлекло проблемы с применением действующих норм на объект. В отличие от нового строительства приходилось работать в габаритах старых станций, при этом внедрить новое оборудование, проложить новые коммуникации.

После 50 лет эксплуатации инфраструктура станций Каховской линии потребовала обновления, которое включает замену устаревшей облицовки, ремонт платформ, модернизацию систем, отвечающих за безопасность пассажиров.

Также проектом предусмотрены реконструкция оборотных тупиков, замена части верхнего строения пути и практически всех инженерных коммуникаций.

Кроме того, построена соединительная ветка в электродепо «Замоскворецкое» для обслуживания поездов Большой кольцевой линии.

Станция «Каховская» - мелкого заложения, колонная, трехпролетная – с островной платформой. Изначально была сооружена по типовому проекту, популярному в 1960-70-х годах, однако её отличительной особенностью стали колонны в форме правильного восьмиугольника.

В составе проекта «Реконструкция Каховской линии от станции метро «Каширская» до станции метро «Каховская» специалистами Института «Мосинжпроект» предусмотрены:

В западном торце станции предусмотрено сооружение дополнительного вестибюля с переходом на станцию «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Для удобства маломобильных граждан в одном из вестибюлей установлен лифт, связывающий кассовый зал с выходом на пересечении улиц Азовская и Каховка.

В ходе реконструкции исторический облик станции был максимально сохранен. При этом специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. Для отделки использовали мрамор, а также белый и серый сибирский гранит. Путевые стены «Каховской» украшают четыре оригинальных литых панно-барельефов, посвященных Гражданской войне, которые были отреставрированы.

В рамках проекта выполнено комплексное благоустройство прилегающей к станции территории общей площадью 18 тыс. кв. метров.

Станция «Каширская» – двухплатформенная, с совмещенным движением поездов по Каховской и Замоскворецкой линиям, с пересадкой по центрам платформ. Эта двухзальная колонная станция выполнена как единая конструкция. Каждый зал представляет собой колонную трехпролетную станцию. Сложность реконструкции заключалась в том, что движение по Замоскворецкой линии не останавливалось и работы велись в режиме действующего метрополитена.

Проектом реконструкции в западной и восточном вестибюлях станции предусмотрены:

В ходе реконструкции станции предполагается замена более 2200 единиц оборудования систем электроснабжения, освещения, вентиляции, видеонаблюдения и противопожарной безопасности. «Каширская» будет оснащена новыми функциональными техническими помещениями диспетчерского пункта, релейной автоматики и телемеханики движения поездов, современным досмотровым оборудованием.

В западном вестибюле «Каширской» предусмотрены архитектурно-отделочные работы пассажирской зоны: отделка колонн темным мрамором, пола – серым гранитом. Путевые стены северной платформы вместо керамической плитки будут облицованы светлым мрамором, цвет колонн изменится с красно-коричневого на темный. Оформление южного зала представлено черным мрамором на путевых стенах и светлым – в отделке колонн. Таким образом, обе платформы будут иметь единое цветовое решение, представленное в двух вариациях.

Для поддержания исторического облика станции будут отреставрированы восемь исторических декоративных панно из листового алюминиевого сплава. В каждом платформенном зале будет размещено по четыре композиции: «Линия электропередач», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен» и «Гидроэлектростанция» – они были созданы в 1969 году скульптором Зоей Ветровой.

Станция «Варшавская» – трехпролетная станция мелкого заложения колонного типа, является пересадочной на железнодорожную платформу «Коломенское» Павелецкого направления Московской железной дороги. Также тут расположена двухпутная соединительная ветка в электродепо «Замоскворецкое». «Варшавская» имеет два подземных вестибюля, восточный интегрирован в здание торгового центра.

В рамках реконструкции станции предусмотрено:

Кроме того, запроектирован современный кассовый блок, выполненный в капитальных конструкциях.

Основной идеей архитектурно-художественного решения было сохранение главных черт станции, представленных формой и цветом колонн платформы и декоративными панно на путевых стенах, которые были отреставрированы. Для изменения ритмики платформы были добавлены контрастные по цвету группы колонн дымоудаления, которые являются композиционными акцентами. Отделка пола выполнена гранитом, путевые стены облицованы белым мрамором. В архитектурном решении облицовки вестибюлей используется «диалог» металла и камня. В отделке стен пассажирской зоны используются перфорированные металлические панели с изображениями деревьев, колонны облицованы тем же материалом, с мотивами панно, украшающих станцию. Также на станции создали новое архитектурное освещение.

В середине декабря 2022 года на участке от станции «Каховская» до станции «Каширская» был проведен технический пуск. Открыть станции планируется в 2023 году вместе с восточным участком БКЛ от «Каширской» до «Нижегородской».

Фото: АО «Мосинжпроект»