Eng

Станция «Новаторская» Троицкой линии метрополитена

Местоположение
Москва, ЮЗАО
Заказчик
АО «Мосинжпроект»
Период работ
Проектирование 2024-2024 г.
Реализация 2019-2024 г.
Услуга
Проектирование

Описание

Станция «Новаторcкая» (проектное название - «Улица Новаторов») находится в Юго-Западном административном округе Москвы, на границе районов Обручевского и Проспекта Вернадского. Она является крупным пересадочным узлом: с нее пассажиры могут перейти на одноименную станцию Большой кольцевой линии (БКЛ). Станционный комплекс расположен параллельно Ленинскому проспекту, возле пересечения с улицами Удальцова, Новаторов и Академика Пилюгина. В шаговой доступности от станции проживают около 250 тысяч горожан.

«Новаторская» – станция первого пускового участка Троицкой линии от станции «Новаторcкая» до станции «Тютчевская». Сооружение новой ветки необходимо в первую очередь для улучшения транспортного обслуживания населения периферийных районов и территории Новой Москвы с центральной частью города, а также обеспечения скоростных транспортных связей между районами запада и юго-запада столицы и Новой Москвой, разгрузки южного участка Сокольнической и Калужско-Рижской линий метрополитена.

Особенности проектирования и строительства

«Новаторская» - трехпролетная станция мелкого заложения с платформой островного типа.

Станционный комплекс строился открытым способом, за исключением одной из секций оборотных тупиков для подвижного состава, которую проходили горным способом, с использованием средств малой механизации. Из-за этой особенности у «Новаторской» один из самых длинных котлованов в столичном метро — около 700 метров, это в два раза больше, чем у других строящихся станций.

Станция состоит из платформенной части (перронный зал), двух вестибюлей, станционной венткамеры (УТВ), тягово-понизительной подстанции (ТПП) и блока технологических помещений (БТП) - всего 7 этажей: один наземный и шесть подземных.

В середине платформы расположены лестницы, ведущие в объединенный вестибюль станций Троицкой и Большой Кольцевой линий. В этом вестибюле установлено шесть эскалаторов в ряд. Такое количество в московском метро в одном наклоне появилось впервые. Это обусловлено прогнозируемым большим пассажиропотоком - сюда будет прибывать большая часть пассажиров из Новой Москвы (до открытия участка с пересадкой на «Академическую», «Новаторская» будет временно конечной станцией). Всего на станции 13 эскалаторов.

Все выходы с подземных вестибюлей расположены по обе стороны Ленинского проспекта. С объединенного южного можно выйти к улицам Удальцова и Новаторов и к Воронцовскому парку. Подземный пешеходный переход северного вестибюля станции ведет к улицам Кравченко и Академика Пилюгина.

Архитектурные решения

«Новаторская» имеет ярко выраженный индивидуальный образ, решенный в современной эстетике. Архитектурный облик посвящен «московским окнам» – их символизируют светодиодные светильники в кессонах потолка, выполненных в оранжевом цвете.

В оформлении «Новаторской» используются цвета и материалы, перекликающиеся с архитектурной отделкой действующей одноименной станции Большой кольцевой линии. Здесь тоже преобладают черные, серые и оранжевые тона. В отделке станции используются алюминиевые сотовые панели разного формата. Часть из них анодирована под нержавеющую сталь, другие - в оранжевый цвет.

В нижней части путевые стены закрыты навесной системой из алюминиевых сотовых панелей высотой 1,2 метра, внешняя поверхность которых выполнена из алюминиевого листа оранжевого цвета. Цоколь оформлен черным габбро-диабазом - термостойким горным камнем, который добывают в Карелии. Отделка верхней части путевых стен сочетается с рисунком подвесного потолка и состоит из панелей с шлифованной поверхностью разного размера. Некоторые элементы, расположенные в углублениях, окрашены в оранжевый цвет и сочетаются с контрастными кессонами потолка, которые создают более камерную и уютную атмосферу на станции, кроме того, в углублениях спрятаны светильники.

Строгие квадратные колонны станции облицованы Сибирским светло-серым гранитом. Со стороны центрального зала они имеют рельефную фактуру, а со стороны поездов - гладкие. Пол также преимущественно отделан светло-серым гранитом, а контрастные продольные полосы возле колонн - полированным габбро.

Отделка кассового зала вестибюлей подчинена основной архитектурной идее станции. Светлые стены кассового зала отделаны Саянским серым мрамором, колонны –полированным черным габбро. Пол – Сибирским серым гранитом и контрастным черным габбро-диабазом. В качестве яркого акцента кассовый зал выделен облицовкой из разноформатных алюминиевых сотовых панелей оранжевого цвета. Все пути движения пассажиров выполнены с учетом потребностей маломобильных граждан.

Входные павильоны представляют собой легкие конструкции из стекла и металла, их лаконичный дизайн выражен прямыми линиями и чистыми геометрическими формами.

Проектом также было предусмотрено восстановление дорожного полотна в зоне проезжей части по нечетной стороне Ленинского проспекта, позволяющее запустить движение для автомобилистов. Благоустройство затронуло более 14 гектаров прилегающей к станции территории: появилась дорожки, мощенные гранитом и выполненные с асфальтовым покрытием, установлены современные остановочные павильоны и МАФы, обновлена система уличного освещения.

Фото: АО «Мосинжпроект»