Eng

Станция «Пыхтино» Солнцевской линии метрополитена

Местоположение
Москва / Москва, НАО
Заказчик
АО «Мосинжпроект»
Период работ
Проектирование: 2022-2023 г.
Реализация: 2020-2023 г.
Услуга
Проектирование

Описание

Станция «Пыхтино» стала предпоследней на Солнцевской линии метро перед тем, как пассажиры попадут в аэропорт Внуково. Она входит в состав нового участка, где также сооружены станция «Аэропорт Внуково» и метромост через реку Ликову. «Пыхтино» расположена в поселении Внуковское Новомосковского административного округа Москвы между Боровским шоссе с севера, улицей Пыхтино и улицей Летчика Грицевца с восточной стороны, малоэтажной застройкой деревни Пыхтино с юга, и долиной реки Ликова с запада.

Продление Солнцевской линии метро до аэропорта позволило улучшить условия транспортного обслуживания порядка 350 тысяч жителей и работающих существующей и перспективной застройки в районе Внуково и поселениях Внуковское, Марушкинское, Филимонковское Новой Москвы. Кроме того, запуск станций позволит разгрузить и прилегающие магистрали – Киевское и Боровское шоссе.

Особенности проектирования и строительства

Станция мелкого заложения сооружалась в открытом котловане на участке со значительным уклоном, в связи с чем было принято решение сделать ее полуподземной. Платформенная часть длиной 163 м. и шириной 20.7 м. (ширина платформы 10 м.) расположена ниже уровня земли, однако с южной стороны на уровне платформы устроено панорамное остекление, открывающее пассажирам живописный вид на долину реки Ликовы. Таким образом, станция «Пыхтино» стала второй станцией в Московском метрополитене после «Мичуринского проспекта» Солнцевской линии с подобным решением.

В основное четырехуровневое сооружение включены подземная платформенная часть, наземный вестибюль, помещения эксплуатационного персонала, помещения отдыха локомотивных бригад, тягово-понизительная подстанция, станционная венткамера, эвакуационный выход, над которым расположены помещения отдыха локомотивных бригад и машинистов. С южной стороны от платформенной части расположен вытяжной вентиляционный киоск, а над ней в уровне земли расположены пять венткиосков систем дымоудаления.

Для перемещения с платформы в вестибюль и обратно на станции установлены три эскалатора высотой 11,2 метра. Наземный вестибюль расположен на примыкании улицы Летчика Грицевца к Боровскому шоссе. Он представляет собой трехуровневое вытянутое строение с пристроенным с задней стороны лифтовым павильоном для удобства перемещения маломобильных граждан. Над кассовым залом в двух уровнях расположен блок помещений эксплуатационного персонала.

Выход из наземного вестибюля обеспечивается:

Со стороны станции «Рассказовка» к станционному комплексу «Пыхтино» примыкают пути, сооружаемые закрытым способом, а в сторону станции «Аэропорт Внуково» поезда будут выходить на поверхность, проезжать по метромосту над рекой Ликовой длиной 460 м и снова уходить под землю. Ликовский (Пыхтинский) метромост станет 12-м метромостом Москвы и вторым по протяженности после Лужнецкого метромоста через Москву-реку.

Архитектурные решения

В микрорайоне, примыкающем к станции «Пыхтино», названия улиц носят имена советских летчиков и авиаконструкторов, что послужило основой архитектурно-художественного решения станции «Пыхтино», которое посвящено авиационной тематике - от преодоления земного притяжения к прорыву к сверхзвуковым скоростям.

Потолочные световые конструкции в виде цилиндров-турбин на платформенном участке и световой колодец в виде раструба над наклонным ходом эскалатора, в котором парит модель самолета ТУ -144 – основные акценты архитектурного решения интерьеров, которое поддержано динамичными наклонными формами элементов наземных частей станционного комплекса и фасадов вестибюля.

Витражные конструкции на одной путевой стене также зрительно раскрывают пространство станции до бесконечности горизонта долины реки Ликовы. В продолжение авиационной темы на противоположной стороне платформы размещена лента графических изображений советских самолетов — от винтовых АНТ-3 до сверхзвукового Ту-160, — взятых с их чертежей.

В отделке интерьера станции на полах и стенах преобладают светло-серые цвета гранита «Мансуровский» с черным габбро, в сочетании c алюминиевыми панелями на стенах и потолке платформенной части, а также с добавлением на потолке гнутых элементов световой конструкции из панелей с поверхностью под нержавеющую сталь.

В интерьере вестибюля к отделке стен и пола гранитом добавляются две стены из алюминиевых панелей и колонн из гнутых сотовых панелей с лицевой поверхностью под нержавеющую сталь с световыми вставками, на потолках реечная система с поверхностью под нержавеющую сталь в сочетании с 3-d панелями.

Фасады вестибюля выполнены в основном из термообработанного гранита «Мансуровский», «Сибирский» и габбро, в сочетании с витражными конструкциями, отдельные поверхности в зоне расположения окон закрыты алюминиевыми горизонтальными ламелями с фиброцементными панелями черного цвета за ними, а также локальными элементами из алюминиевых панелей.

Фото: АО «Мосинжпроект»