Eng

Станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена

Местоположение
Москва / Москва, СВАО
Заказчик
АО «Мосинжпроект»
Период работ
Проектирование: 2022-2023 г.
Реализация: 2022-2023 г.
Услуга
Проектирование

Описание

«Физтех» — самая северная станция Московского метрополитена и конечная Люблинско-Дмитровской линии. Расположена в районе Северный в Северо-Восточном административном округе Москвы. Открытие в составе участка «Селигерская» — «Физтех».

Станция улучшила транспортное обслуживание района Северный и прилегающие территории Московской области. В результате время на поездку до центра города для его жителей сократилось на 15 минут. Новой станцией ежедневно могут пользоваться порядка 10 тыс. пассажиров. С ее открытием улучшилась транспортная доступность для 54 тыс. жителей района Северный. У 18 тыс. из них появилось метро в пешей доступности.

Кроме того, станция «Физтех» разгрузил наземный городской пассажирский транспорт, следующий транзитом в сторону центра города и снизил автомобильный трафик на Дмитровском шоссе.

Особенности проектирования и строительства

Станция «Физтех» - односводчатая станция мелкого заложения с длиной платформы 163 метра. Станционный комплекс расположен по правую сторону от Дмитровского шоссе севернее бульвара Академика Ландау. Объект запроектирован с двумя вестибюлями с выходами к жилой и общественной застройке, а также к остановкам наземного городского транспорта.

Первый - южный вестибюль - имеет четыре подземных уровня, а на поверхности – одноуровневую пассажирскую зону. В нем запроектированы два раздельных эскалаторных наклона, по две ленты эскалатора в каждом, идущие тандемом. По одному из них пассажиры спускаются на платформу, по-другому – поднимаются в кассовый зал. Южный вестибюль обеспечит пассажирам выход к бульвару Академика Ландау.

Второй вестибюль – северный - совмещен со зданием эксплуатационного персонала (ЗЭП). Он состоит из семи уровней – четырех подземных и трех наземных. На первом наземном уровне размещен кассовый зал, а на подземных уровнях и двух верхних этажах ЗЭП располагаются служебные и технические помещения. На уровне третьего этажа ЗЭП находятся комнаты для отдыха локомотивных бригад. Северный вестибюль станции «Физтех» обеспечит пассажирам выход к Дмитровскому шоссе.

Станция «Физтех» - конечная Люблинско-Дмитриевской линии, поэтому проектом предусмотрены шестистрелочные оборотные тупики. За станцией расположен первый в Московском метрополитене регулируемый стрелочный перевод.

Архитектурные решения

Рядом с объектом находится Московский физико-технический институт, и по замыслу авторов проекта, станционный комплекс представляет собой «храм науки». В физике часто используется такое понятие, как конус, поэтому здесь решили применить колонны такой же формы, расширяющиеся вверх.

Световые конусообразные колонны в центре платформы стали главным украшением станции «Физтех». За счет освещения пространство станции становится динамичным, живым. Свет от колонн отражается от свода и падает на пол платформы, а в цветовом решении преобладает белый цвет. Между колоннами установят широкие скамьи округлой формы. В торцах встроены светильники, а сами скамьи служат основанием для размещения информационных конструкций. Пол пассажирской платформы выложен светлым гранитом с контрастными черными полосами. Название станции на путевых стенах выполнено из окрашенной нержавеющей стали.

Конусообразные колонны также украшают и наземные вестибюли, в которых находятся кассовые залы и эскалаторы на платформу. Между колоннами установлены витражи с алюминиевым профилем черного цвета. Отделка пассажирских зон вестибюлей, кассовых залов и эскалаторных наклонов решена плитами гранатового амфиболита. Потолок выполнен из алюминиевых реек черного цвета со встроенными в него линейными светильниками.

Фасады южного вестибюля облицованы натуральным камнем темного цвета, выгодно оттеняющем белоснежные конусообразные колонны и фриз, опоясывающий весь прямоугольный объем вестибюля. Фасады северного вестибюля, совмещенного с ЗЭП, решены облицовкой натуральным камнем темного цвета в нижней части, выше запроектирован вентфасад из алюминиевых панелей темно-серого цвета с устройством дополнительной облицовки из перфорированных алюминиевых панелей на относе. Конусообразные колонны и белый фриз, перекликающиеся с архитектурным решением южного вестибюля, расположены на входной площадке и между витражами кассового зала. Для подсветки фасадов используют светильники, расположенные на выступающих фрагментах и закрепленные на колоннах, что позволит лучше выявить их округлую форму и придать объемам вестибюлей большую выразительность.

В связи с необходимостью реорганизации пешеходного пространства вокруг станции и обеспечения транзитных путей следования пешеходов в ключевых направлениях специалисты Института «Мосинжпроект» разработали концепцию благоустройства территории площадью 7 га. Зеленые зоны позволяют организовать места для кратковременного отдыха и встреч, обезопасить движение и создать благоприятный вид на Дмитровское шоссе и прилегающие территории. Опоры освещения и МАФ гармонируют по стилю с архитектурным обликом станции «Физтех».

Фото: АО «Мосинжпроект»